Упражнения. направленные на развитие восприятия

24.04.2020

10:45

186

Коростелева О.И., 

учитель-дефектолог МБУ ЦППМиСП № 2

Упражнения. направленные на развитие восприятия

Восприятие — это отражение сознанием человека предметов и явлений действительности в момент их воздействия на органы чувств. В старшем дошкольном возрасте дети уже хорошо различают цвет и форму предмета. Узнав названия геометрических фигур, они свободно оперируют соответствующими формами, находя их в знакомых вещах: «Дверь — это прямоугольник, абажур лампы — шар» и т.д. По силуэту или незначительным деталям ребенок определяет предмет и различает его величину, форму, удаленность и пр.

Если у ребенка хорошо развита речь, то он использует многообразные обозначения пространственных отношений: «Надо спуститься вниз, потом повернуть направо, дойти до угла, повернуть налево, перейти на другую сторону».

Более трудным для ребенка дошкольного возраста является восприятие времени — ориентация во времени суток, в оценке разных промежутков времени (неделя, месяц, время года, часы, минуты, секунды).

Например, одна минута — по представлению детей 6 — 7 лет — в среднем равна 11 секундам. Поэтому так часто дети делают ошибки, представляя себе длительность какого-либо дела меньшей, чем она есть в действительности.

Огромным достижением ребенка являются первые попытки установления связей между пространством, временем, количеством. Благодаря этому ребенок решает сложнейшую, интеллектуальную задачу — восприятие картинки. Он осмысливает взаимоотношения между частями картинки и воспринимает изображение как нечто целое (целостность восприятия).

Неоценима роль восприятия в овладении ребенком навыками письма, чтения, счета.

Упражнение 1.

Предназначено для развития способностей к фонематическому различению. Эти способности лежат в основе успешного обучения чтению, письму, иностранным языкам. 

Ребенку предлагают картинки с изображением различных предметов. Проверьте, знает ли ребенок эти предметы. Затем вы произносите какое-либо слово и просите ребенка показать тот предмет, название которого начинается  с того же звука. Например, вы говорите слово «мёд» и ребенок показывает на картинку с «мячом», так как и «мёд», и «мяч» начинаются со звука «м’».

Упражнение 2.

Ребенку показывают рисунки, на которых линиями изображены различные геометрические фигуры, но они не дорисованы. Попросите ребенка дорисовать и назвать их.

Упражнение 3.

Подберите разноцветные картонки, кубики, карандаши, фломастеры, лоскутки и т.д. Попросите ребенка назвать цвета, подскажите ему, если он не справляется. Повторяйте это упражнение до тех пор, пока ребенок не освоит всю цветовую гамму.

Упражнение 4.

Покажите ребенку секундомер или часы с секундной стрелкой, пусть он проследит движение стрелки по кругу и поймет, что такое 1 минута. Затем попросите его отвернуться и посидеть тихо в течение 1 минуты. Когда минута, по его мнению, пройдет, он должен сообщить об этом (ребенок не должен видеть часы или секундомер).

Далее предлагаете ему проделать три задания, каждое — за 1 минуту:

  • разрезать бумагу ножницами на полоски — 3 см шириной (заранее подготовить лист бумаги, разлинованный по ширине);
  • нарисовать какие-нибудь фигуры (например, геометрические);
  • перенести палочки с одного стола на другой и сложить их в коробочку.

Каждый раз давайте команду к началу действия, а ребенок сам должен прекратить выполнение, как только, по его мнению, минута пройдет.

После этого покажите ребенку картинки и спросите, о каком времени суток идет речь в каждой. Ребенок справляется с этим заданием. После этого предложите ему разложить самостоятельно эти картинки в соответствии с последовательностью частей суток. Расспросите подробнее, что делает ребенок в каждую часть суток.

Покажите ребенку 4 картинки с изображением явлений природы в четырех временах года. Например, приметы осени: гроздь рябины;

Упражнение 6.

Выучите с ребенком стихотворение или отрывок из него.

Четверо художников,

Столько же картин!

Белой краской выкрасил Все подряд один.

Лес и поле белые,

Белые луга.

У осин заснеженных Ветки, как рога…

У второго — синие Небо и ручьи.

В синих лужах плещутся Стайкой воробьи.

На снегу прозрачные Льдинки — кружева.

Первые проталинки,

Первая трава.

На картине третьего Красок и не счесть:

Желтая, зеленая,

Голубая есть…

Лес и поле в зелени,

Синяя река,

Белые, пушистые В небе облака.

А четвертый золотом Расписал сады,

Нивы урожайные,

Спелые плоды.

Всюду бусы-ягоды Зреют по лесам,

Кто же те художники?

Догадайся сам.

К. Трутнева

Покажите ребенку 4 картинки с изображением явлений природы в четырех временах года. Например, приметы осени: гроздь рябины; желтый лист; кочан капусты; белка делает запасы; дети в осенней одежде идут с корзинками к лесу; деревья с желтыми листьями; убранное поле; астра.

Расспросите ребенка о временах года: «Когда бывает снег? Когда опадают листья с деревьев? Когда появляются подснежники? Когда птицы вьют гнезда?» и т.д. Через 1-2 дня ребенку последовательно показывают 4 картинки с изображением времен года и просят назвать, какое время года изображено, и объяснить, почему он так думает.

Если ребенок затрудняется в определении времен года, продолжайте эту игру дальше, подготовьте другие картинки (хорошо бы-юмористические), постарайтесь вносить разнообразие в вопросы. Такой же подход можно использовать и в развитии у ребенка представлений о месяцах.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *